Zope => Научная литература => Тезисы конференции "Лечение повреждений и заболеваний таза. Новые технологии в лечении повреждений и заболеваний опорно-двигательной системы" => "ПОДСКАЗКИ" ПРИ ОРТЕЗИРОВАНИИ БОЛЬНЫХ С ДЕФОРМАЦИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА

"ПОДСКАЗКИ" ПРИ ОРТЕЗИРОВАНИИ БОЛЬНЫХ С ДЕФОРМАЦИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА

А.А.Корюков, Н.М.Шуленина, А.В.Скрипачев, В.В.Войнова

Санкт-Петербургский научно-практический центр экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта, Санкт-Петербург, Россия

Среди 474 больных с разнообразной патологией опорно-двигательного аппарата находившимся на лечении за последний год в СПбНЦЭПР им. Г.А.Альбрехта (до 2000г НИИ протезирования) 180 детей имели нарушение осанки и начальные (I-II ) степени сколиоза позвоночника.

Выявляя преимущественный компонент деформации позвоночника во фронтальной или сагитальной плоскостях мы определяем тип конструкции ортеза, который закрепляет или усиливает эффект предварительной медицинской реабилитации.

При сутулости, кифотической осанке рекомендовался ортез-реклинатор состоящий из двух колец в виде восьмерки с перекрестом в межлопаточной области. Этот протез изготавливается из бандажной резины, ширина колец равна 5-8,0 см; в подмышечной впадине, в зоне давления на сосудисто-нервные пучки, кольца обшивались мягкой кожей (юфтью).

При кифотической осанке сочетающейся со слабостью мышц живота, гиперлордозе в поясничном отделе изготавливался ортез, имеющий три составных элемента: реклинирующие кольца, соединенные межлопаточной тканевой прокладкой от Th до Ls позвонков с кармашками для паравертебральных планшеток и пояса бандажа. С помощью такого ортеза устраняются сутулость плеч, грудной кифоз и поясничный лордоз.

При назначении и изготовлении этого ортеза важно правильно подобрать реклинирующие кольца и определить степень разведения надплечий, исключая ограничение дыхательной экскурсии грудной клетки. Для этого дважды измеряли расстояние между центрами головок плечевых костей (distancia bicapitatum) с помощью сантиметровой ленты. Сначала в свободном, привычном положении стоящего ребенка, а затем в положении нормальной физиологической осанки с разведением надплечий, подтянутым животом, положением головы и шеи под угол 90?.Осанку оценивали при осмотре ребенка сбоку, мысленно опуская вертикальную отвесную линию проходящую от центра височной кости, мимо наружного края слухового прохода через центр головки плеча, большого вертела и передний край наружной лодыжки. .Разница в измерении обычно бывает в пределах 1,5-3,0 см и на эту величину разводим плечи ребенка с помощью реклинирующих колец. При этом ориентируемся на субъективные ощущения ребенка. Родители ребенка тоже обучаются подобной простой методике. Если ребенок испытывает чувство дискомфорта при первоначальном разведении колец, то рекомендуем родителям проводить это поэтапно с интервалом 1- 2 недели.

При начальных степенях сколиоза (I-II) рекомендуют мягкий корсет КРО-14, правильность одевания которого должна быть известна врачам-ортопедам, т.к. об этом. нередко спрашивают родители. Корсет надевают в положении ребенка лежа на спине; с помощью липучек или шнуровки фиксируют переднюю стенку гильзы корсета. Затем ребенка переворачивают на живот и фиксируют, окончательно заднюю стенку корсета, оставляя зазор между его краями на 3-4 см. Опять поворачивают ребенка на спину, и уже окончательно фиксируют переднюю шнуровку. Отмечают, что во избежание выпирания мягких тканей живота между нижней частью корсета и лобковой костью, нижний край корсета спереди должен доходить до уровня os pubis, , сзади до середины ягодиц. Верхний край корсета спереди достигает уровня грудных желез, сзади - середины или нижнего края лопаток. Ребенка следует посадить на стул и оценить подгонку: передние планшетки доходят до паховых складок не оказывая давления, сзади нижний край располагается на 2-3 пальца выше плоскости сидения.

Все виды ортезов позвоночника не одевают на голое тело. Время использования корсета определяется силой мышц, их способностью длительно удерживать туловище в вертикальном положении. Мы рекомендуем использовать первые два типа ортезов при занятиях в школеи дома, при выполнении физических работ, при наличии болевого синдрома, а так же невозможности получения массажа и т.д..